Нужно ли подписывать электронный полис ОСАГО?

Содержание

Оформление ОСАГО онлайн: как это работает

Нужно ли подписывать электронный полис ОСАГО?

Главный вопрос, который возник сразу после внедрения практики электронного ОСАГО — каким образом предъявлять его сотруднику ГИБДД. В законе нет прямого требования о том, что полис должен быть обязательно на руках, но чтобы не испытывать проблем в общении с сотрудниками, его лучше распечатать и положить в бардачок.

На документе не будет стоять печати или подписи (при покупке Е-ОСАГО заверяется электронной подписью владельца либо номером СНИЛС, который является альтернативой электронной подписи). На распечатанный документ можно «на всякий случай» поставить свою подпись, но актуальности полиса её отсутствие не изменит. В начале января Центробанк получил первые жалобы относительно оформления электронного ОСАГО.

Характер жалоб в регуляторе не уточнили, но в РСА уверены, что они связаны с заполнением большого числа полей. При оформлении бумажного полиса ОСАГО за автовладельца этим занимается представитель страховой компании (СК), а вот при самостоятельном заполнении очень легко допустить ошибку. Важно внимательно проверять все внесенные данные, особенно это касается информации о водителях, допущенных к управлению ТС.

Другая часть жалоб может быть связана с техническими проблемами и сбоями при оформлении страховки ОСАГО на автомобиль онлайн, а также недоступностью самой услуги на сайтах СК. Кстати, в прошлом году журналисты «5 Колеса» попытались оформить «автогражданку» на сайтах десяти ведущих СК, и результат действительно оказался не очень приятным.

Практически на каждом сайте при покупке возникали различные трудности: от невозможности оформить электронный полис до разнообразных сбоев в системе (в таких ситуациях не стоит списывать со счетов услугу заказа полиса ОСАГО по интернету с доставкой бумажного варианта полиса по почте). Не менее важно при оформлении электронного полиса учитывать, что появление E-ОСАГО сразу заинтересовало мошенников – стоит убедиться, что СК есть в списке РСА, а также удостовериться в том, что вы находитесь на официальном сайте страховой, а не на «дублёре». Так, в феврале были обнаружены многочисленные клоны страховых компаний, которые неправомерно продавали полисы ОСАГО онлайн. Убедиться в том, что приобретённый полис действителен, поможет сайт РСА. 

Несмотря на существующие проблемы, недавно был продан миллионный полис Е-ОСАГО. Кроме того, Центробанк инициировал большую проверку страховых компаний, которые предоставляют услуги по продаже электронных полисов ОСАГО. Такая проверка была запущена после тех жалоб, которые получил регулятор, ей подверглись ТОП-20 СК.

Мифы об электронном осаго

Число проданных электронных полисов растет, но вместе с ним растет и количество «мифов», связанных с этим форматом оформления ОСАГО. Разобраться с ними можно, понимая порядок получения, условия оформления, а также, как работает система изнутри – с точки зрения страховых компаний, агентов, брокеров и прочих участников страхового сообщества.

Миф 1: традиционный бумажный бланк надежнее электронного На самом деле это не совсем так. Более того, появление возможности застраховать авто онлайн ОСАГО было вызвано в том числе проблемами с оформлением традиционных полисов. До введения E-ОСАГО основными источниками «сбыта» бланков ОСАГО выступали страховые агенты. Начиная с 2007–2008 года бланки выдавались не штучно, а пачками, причем их учет и контроль в страховых компаниях осуществлялся довольно поверхностно (бланки выдавались «под честное слово»).

В итоге большая часть реализованных бланков к страховщикам попадала с ошибками. Оплата по ним замораживалась до устранения недочетов. А далее начиналось самое интересное: либо «пропадал» агент, либо клиент (со слов агента) резко переставал выходить на связь.

Эта ситуация давно требовала от страховщиков введения жестких форм контроля за оформлением бланков строгой отчетности (к которым относится полис ОСАГО).

Кроме того, масла в огонь в данной ситуации добавляли мошенники, готовые продавать вместо реальных полисов бумажки, не обеспеченные никакими правами.

Миф 2: электронный полис позволил решить проблему контроля рынка ОСАГО Здесь тоже не стоит судить категорично. С одной стороны, электронное страхование ОСАГО действительно решило проблему контроля за полисами. С другой стороны, к моменту введения системы многие страховые компании успели внедрить собственные сервисы, позволяющие им вести тщательный учет бланков.

Работают такие системы следующим образом: агент авторизуется и оформляет бланк в электронной системе страховщика. Далее еще до передачи бланка клиенту договор ОСАГО попадает в базу страховщика, причем под каждый оформленный договор формируется электронная квитанция или выставляется счет.

Если бы подобный механизм реализации бланков ОСАГО внедрили все страховые компании, то и потребности в введении Е-ОСАГО не возникло бы.

Миф 3: отсутствие агента серьезно изменит ситуацию к лучшему На первый взгляд так и есть: если проблемы с бланками строгой отчетности возникали по вине агента, значит, убрав его на этапе заключения договора ОСАГО в электронном виде, можно добиться значительного улучшения ситуации. В реальности дело обстоит иначе: безусловно, ситуации с «не дошедшими» до страховой бланками и «переставшими выходить на связь» клиентами удалось купировать.

Однако радикально решить все проблемы, связанные с оформлением ОСАГО, просто убрав из уравнения агентов, оказалось невозможно. Например, мошеннические схемы, «работавшие» с бумажными бланками, не изжили себя, а переместились в сеть (отсюда и большое количество «клонов» официальных сайтов СК). Недобросовестных агентов ситуация с E-ОСАГО также не обескуражила – через год после покупки электронного полиса они точно так же продолжат обзванивать клиентов страховых, автосалонов и банков по купленным базам.

Читайте также  Что такое кт в полисе ОСАГО?

А вот у добросовестных страховщиков в условиях, когда полис оформляется без первичного контакта с агентом (либо страховым представителем или сотрудником СК), меньше возможностей способствовать повышению страховой грамотности клиента. Это не только чревато ошибками при внесении данных в полис, но и не позволяет помочь клиенту разобраться в тонкостях страховой науки, рассчитанной на получение разумной компенсации (в конце концов, показать варианты экономии на страховании – один из важных навыков профессионального агента).

Некоторые типы процедур в данном случае вообще сложно переложить на плечи страхователя. из-за чего ему просто не удастся сэкономить, когда он имеет на то полное право. К примеру, клиент поменял водительское удостоверение и не сообщил своевременно страховщику об изменении – нередко в такой ситуации процедура переноса скидки за безаварийность (КБМ) оформляется по особым правилам. И клиент просто не будет обладать достаточной экспертизой, чтобы применить в этом случае нужный алгоритм действий.

Поэтому, с одной стороны, E-ОСАГО помогает избавить рынок от неконтролируемого обращения с бланками строгой отчетности, а с другой – накладывает дополнительную ответственность (а иногда и дополнительные расходы) на самого страхователя.

Правила оформления страховки е-осаго

Для начала нужно определиться, в какой СК покупать полис. Список страховых компаний, которые оказывают услуги по страхованию ОСАГО, можно найти на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА). С 1 января этого года возможность оформления Е-ОСАГО стала обязательной для всех СК, работающих на рынке «автогражданки», и тех, кто условие не выполняет, штрафуют. Далее на сайте выбранной страховой компании следует пройти регистрацию.

Это можно сделать, авторизовавшись через портал госуслуг либо указав свой адрес электронной почты или номер телефона в форме на сайте. Страховая компания предложит заполнить форму на получение электронного ОСАГО. Она включает данные о собственнике автомобиля, страхователе, водителях, которые будут управлять транспортом, данные о самом ТС (диагностическую карту).

Далее пользователь получает расчёт стоимости полиса и оплачивает его любым удобным способом, после чего полис ОСАГО приходит на почту, указанную при регистрации.

Центробанк настаивает на том, что договор при процедуре онлайн-оформления должен быть заключён не позднее 30 минут.

Итак, чтобы получить полис ОСАГО через Интернет, нужно:

— зарегистрироваться на сайте СК;

— внимательно заполнить все формы;

— перепроверить внесённые данные;

— получить расчёт и оплатить полис;

— распечатать полис, который придёт на почту.

Материал подготовил страховой эксперт компании Insurance Team

Источник: https://5koleso.ru/articles/obzory/oformlenie-osago-onlayn-kak-eto-rabotaet/

Электронный полис ОСАГО: как он выглядит, является ли полноценным документом и что предъявлять ДПС?

Всем привет! На связи Илья Кулик, и сегодня я расскажу вам о том, как выглядит электронный полис ОСАГО.

Уже более года россияне имеют возможность приобретения электронных полисов ОСАГО онлайн у целого ряда крупных страховщиков, таких как Росгосстрах, Уралсиб, Альфастрахование, ВСК, Ресо и др. игроков страхового бизнеса, имеющих технические возможности для подобной торговли в корректном режиме.

В будущем, возможно, т. н. е-страхование онлайн имеет все шансы на почти полное вытеснение из оборота привычных бумажных документов. Но на сегодня до этого еще далеко. Не все водители, несмотря на прошедшее немалое время, знают о самом существовании электронных полисов, не говоря уже о представлении их надлежащего вида.

Более того, даже не все инспекторы ДПС, особенно из глубинок, относятся к просвещенным по данному вопросу сотрудникам, выписывая необоснованные штрафы и создавая лишние проблемы и себе и водителям.

Поэтому назрела надобность в данной статье, которая расставит все точки над «i» по внешнему виду е-полиса и по его определению как правомочного документа.

Цифровая эпоха порождает вопросы

Прежде чем перейти к описанию полиса, я остановлюсь на одном важном моменте, который нужно подробно разъяснить в самую первую очередь.

Дело в том, что для многих автомобилистов, а также для значительной части инспекторов ДПС, не совсем понятен статус е-автогражданки, а именно его фактической принадлежности к юридически правомочной документации.

И действительно, цифровая эпоха с такой стремительной скоростью входит во все сферы жизни людей, что далеко не у всех успевает сформироваться серьезное отношение к ее плодам.

Не все ментально готовы в отношении полисов е-ОСАГО принять их документальную полноценность и у многих возникает вполне резонный вопрос: а есть ли мальчик, говоря образом известного афоризма.

В каком именно виде должен существовать е-полис как осязаемый и правомочный документ? В виде просто «электронки» или в виде тандема с бумажным носителем? А который из них главнее, и документ ли это вообще?

Классическая претензия ДПС по е-полису в переходный период

С 1 октября 2015 г., после начала полноценной реализации электронных ОСАГО (с 1 июля было доступно лишь продление), на дорогах было множество случаев неправомерного штрафования ДПС автомобилистов на основании отсутствия у них надлежащего полиса автогражданки.

И основной претензией, которую предъявляли стражи дорог при предъявлении водителем распечатки е-ОСАГО с домашнего принтера, было подобное нижеследующему:

– Что вы мне, гражданин, свою липу суете? Вы вообще в трезвом состоянии, что позволяете себе вместо полиса ОСАГО показывать инспектору его ксерокопию?!

Вот именно, несмотря на комичность подобного месседжа, рациональное зерно логики здесь присутствует: водитель действительно показывает полицейскому какой-то черно-белый «ксерокс», без живых подписей и печатей, и нагло объявляет, что он полностью правомочен, т. к. хоть и приобретен дома, с ноутбука, но зато в приличной компании и за приличные деньги.

Электронный полис, как правомочный е-документ

А правда ведь в том, что данная бумага-распечатка действительно не имеет никакой правомочности, т. к. это всего лишь распечатка и есть – отзеркаливание настоящего документа, которого, в свою очередь, на нашем с вами физическом плане не существует в привычной офисно-осязаемой форме.

То есть, ксерокс, как «документ», если сравнивать, имеет большую «значимость», т. к. он предполагает наличие физического документа, а в нашем случае е-полис не может похвастаться даже этим.

Читайте также  Что обязательно КАСКО или ОСАГО?

Но в то же время, согласно п. 7.2 (абз. 7) ст. 15 ФЗ № 40, данный е-документ имеет одинаковую правомочность с классическим, несмотря на его статус «привидения» – таковы цифровые реалии. А распечатка является просто обычной бумажкой, которую страховые компании рекомендуют иметь в переходный период, чтобы совсем уж не пугать жесткой виртуальностью служителей полосатого жезла.

Иначе говоря, электронный полис вообще не обязан существовать в бумажной форме, т. к. само введение подобной системы изначально предполагало ее полную виртуальность и независимость от бумажных носителей. И если в классическом документе его внешний вид играет чрезвычайно важную роль, то в электронном важна лишь соответствующая ему виртуальная информация, содержащаяся в базах данных.

Статья в тему: Электронный полис ОСАГО – что это такое, как оформить и решить возникающие проблемы?

Вывод: е-полис ОСАГО предусматривает полную виртуальность

В качестве вывода по данному разделу можно сказать следующее:

  • Дублирующий полис на полноценном бумажном бланке-носителе е-страхование в обязательном порядке не предусматривает.
  • Распечатка электронного полисасама по себене имеет самостоятельной юридической значимости, т. к. определить по ней действительность страхования, без привлечения баз данных из сети, невозможно.
  • Внешний вид электронного полиса не играет существенной роли, даже если это «настоящий» виртуальный документ, т. к. важна лишь сама информация в базах данных и ее достоверность.

Еще добавлю, что номинально можно вообще обойтись без какой-либо документоподобной внешней формы содержащейся в базах информации – ее удобнее всего хранить в простых таблицах, но с учетом особенностей человеческого восприятия, пока что на экране монитора можно видеть полис, похожий на бумажный.

Еще, для большего понимания сути, я приведу очень яркую аналогию с деньгами: есть бумажные деньги и за их «неправильную распечатку» могут запросто посадить в тюрьму, а есть уже всем привычные электронные деньги, которые даже бутафорского внешнего вида не имеют, но тем не менее, они равны по стоимости бумажным.

Однако, несмотря на все вышеописанное, внешность е-полис все же имеет и вам полезно будет знать ее «в лицо», поэтому я опишу данный виртуальный документ по пунктам, как я делал это в статье об обычном ОСАГО.

Как выглядит электронный полис ОСАГО

На приведенном ниже фото вы можете увидеть, как выглядит заполненный е-полис ОСАГО. Его важное отличие от бумажного в том, что он не имеет и не должен иметь никаких явных или скрытых визуальных элементов защиты – они здесь совершенно излишни, т. к. тут в защите нуждается не изображение на экране или на распечатке, а содержимое информационных баз данных.

В статьях, описывающих электронный полис, об этом говорится так: «нет привычного защитного микроузора, но он такой же зеленый…». На это вообще обращать внимание не следует – микроузор и другие видимые через экран и отражаемые на распечатке защитные маркеры можно запросто имитировать.

Но народ потихоньку приучают к новому информационному восприятию, поэтому выглядит полис как просто зеленого вида документ. Причем, новые бумажные полисы уже не зеленые, а сложной радужно-сиреневой расцветки, которую внедрили в этом году для борьбы с подделками и левыми ОСАГО.

Электронным же все равно какого они будут цвета: его совсем не обязательно распечатывать на цветном принтере – обычный черно-белый вполне сгодится, т. к. там какую-то значимость имеет лишь информация, а не цвет или даже структура документа. В принципе, можно даже переписать на бумагу все, что имеется на мониторе от руки – результат тот же.

Ниже рассмотрена структура каждого блока полиса отдельно.

Шапка документа: маркеры 1 и 2

Здесь имеется главное визуальное отличие е-полиса – он так и называется: «Электронный страховой полис».

Еще есть отличие в серийном номере: вместо ССС или EEE тут значится ХХХ. Но сам этот цифро-буквенный идентификатор является наиболее важной информацией, даже более, чем в бумажном – именно по нему в первую очередь машины определяют принадлежность страховки.

Вот тут заключена одна из главных выгод электронного страхования – как заявляют специалисты, вероятность получения клиентом электронного клона (с одинаковым серийником) равна нулю, т. к. подобное машины сразу же обнаружат.

Срок и периоды страхования: маркеры 3 и 4

Тут все стандартно: машина страхуется на год, за исключением временных полисов. Также и с периодами использования – прописываются соответствующие даты, точно как и в бумажном варианте.

Страхователь и собственник: маркеры 5 и 6

Думаю, кто такой страхователь и собственник вы знаете – страхователь страхует машину в страховой компании (у страховщика), а собственник пользуется страховкой и это не обязательно одно и то же лицо. Поэтому и поля для каждого отдельные.

Данные автотранспорта и водителей с допуском к его управлению: маркеры 7 и 8

Тут указаны основные сведения об авто: модель/марка, VIN-код или № кузова, госномера, а также серия/номер паспорта транспортного средства (ПТС) и цель эксплуатации.

В блоке ниже перечислены лица, допущенные к управлению машиной с указанием их ФИО и серии/номера водительского удостоверения (ВУ).

Сразу за этими блоками идут привычные обще-информационные пункты, которые читать все же нужно – они могут изменяться.

Стоимость полиса и особые отметки: маркеры 9 и 10

В двух следующих блоках указана стоимость полиса (страховая премия) и особые замечания. Последние тоже важны, т. к. в е-страховании именно тут обычно прописывается место приобретения страховки (адрес веб-сайта) и номер оплаченного онлайн-заказа.

Даты, подпись и печать: маркеры с 11 по 13

Как и на бумажном полисе внизу присутствуют две даты: дата заключения договора и дата выдача полиса (обычно они совпадают).

Также прописана фамилия и инициалы страхового специалиста – представителя страховщика, с его подписью и печатью страховой компании.

Тут нужно уточнить, что и печать, и подпись, как бы красиво они не выглядели, но это всего лишь факсимиле. Что такое факсимиле? Это точное копирование какого-либо графического оригинала: буквально этот термин означает «делай подобное», в переводе с латыни. То есть, то же самое, что и подписи на банкнотах, к примеру. Соответствующая у них и значимость – чисто ознакомительная.

Но есть внизу е-полиса и важное отличие – отсутствие личной подписи клиента (страхователя). На месте подписи имеется только запись «Страхователь» и нет даже факсимильной имитации.

По правилам электронного страхования клиентскую подпись заменяет авторизация покупателя в своем аккаунте, куда он предоставляет все свои данные. Да, несколько это все странно, но без живой подписи е-документ считается действенным, а вот бумажный нет, конечно.

Читайте также  Как быстро оформить электронный полис ОСАГО?

Что предъявлять инспекторам ДПС и какие могут быть при этом проблемы

Теперь о главном: каким образом водителю нужно доказывать то, что он добросовестно уплатил за ОСАГО и его распечатка действительно является отражением реально существующего онлайн-договора, а не произведением трудов в фотошопе.
На сегодняшний день, согласно п. 2.1.1 (абз. 6) ПДД, а также п. 1 ст. 32 ФЗ № 40, водитель ТС:
«…обязан иметь при себе полис ОСАГО или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении ОСАГО в виде электронного документа…»

Как может проверяться инспектором ваш электронный полис

Согласно должностной инструкции, инспектор ДПС, получив от вас информацию о том, что вы имеете электронную автогражданку, обязан сверить предоставленные реквизиты (серийный № полиса, госномера ТС, VIN-код или № кузова) с доступной для него базой данных.

Какие это базы? В распоряжении стражей дорожного правопорядка их две: спецсервис ИМТС МВД РФ и знакомая уже вам публичная база РСА (Российский союз страховщиков). Для сверки наряды ДПС должны иметь соответствующее оборудование – планшеты или нетбуки, имеющие доступ в сеть.

То есть по сути инспектору для проверки нужна только сеть, данные вашей машины и компьютерное устройство. Сам водитель ему не нужен. Но, согласно вышеуказанным положениям нормативов, инспектор имеет право требовать от водителя предоставления именно бумажной распечатки е-ОСАГО.

Источник: https://kulikavto.ru/osago/kak-vyglyadit-ehlektronnyj-polis-osago-detalnoe-opisanie.html

Электронная автогражданка. Стоит ли покупать полис в интернете

С 7 февраля полис обязательного страхования ответственности автовладельцев (или проще — автогражданку) можно купить не только в офисе компаний или у агентов, но и онлайн. «Минфин» решил протестировать новый сервис и оформить автогражданку в интернете. 

Пока электронные полисы продает всего 15 страховщиков. По данным Моторного бюро, к концу февраля они суммарно успели реализовать 655 электронных полисов ОСАГО. Абсолютным лидером стала компания ВУСО, которая за 3 недели оформила  онлайн 420 договоров (см. таблицу). Именно поэтому «Минфин» решил купить автогражданку в этой компании. 

Оформить полис оказалось просто 

Наше авто — Volkswagen Transporter 2005 года выпуска. Мы решили оформить стандартный договор: страховая сумма по имущественному ущербу 100 000 грн, по жизни и здоровью — 200 000 грн. В полисе предусмотрена франшиза (сумма, которую страховщик не выплачивает, и в случае ДТП водителю придется оплатить ее из своего кармана) — 2000 грн. 

Калькулятор на сайте быстро рассчитал стоимость страховки. Стандартный полис ОСАГО на год для такого транспортного средства обошелся бы в 2413 грн, но электронный стоит на 20% дешевле — 1930 грн. 

Затем мы заполнили в анкете данные об автовладельце и его «железной лошадке». 

Недоумение вызвал только один пункт — «адрес страховика». Поначалу сложилось впечатление, что нужно было ввести контакты страховой компании. Но когда мы сверились с русским вариантом анкеты («адес страхователя»), стало понятно, что нужно указывать контактные данные покупателя полиса. 

После этого осталось только выбрать способ доставки и оплаты. 

Остановились на доставке курьером и оплате платежной картой на сайте ВУСО.

После того, как полис оплачен, договор нужно подписать. Сделать это можно с помощью  разового идентификатора, который компания присылает на номер мобильного телефона покупателя.

Сразу после оформления полиса нам перезвонили из офиса ВУСО и предложили оформить еще один договор — добровольную автогражданку. Ее принцип тот же, но страховая сумма по имущественному ущербу выше. По размышлении, мы согласились —  его стоимость оказалась небольшой, зато в случае ДТП страховая компания заплатит потерпевшему гораздо больше. Так что риск доплачивать за ремонт авто из своего кармана снижается. 

Лимит по добровольному ОСАГО выбрали в 300 000 грн. Стоимость страховки составила 350 грн. 

Проверка

При желании, перед тем как оплатить страховку, ее можно проверить на сайте МТСБУ.

Во-первых, так вы еще раз убедитесь в правильности введенных данных. Во-вторых, удостоверитесь, что сайт, на котором оформляется полис — настоящий, а не фейковый. 

Внимание! Бумага надежней

При покупке ОСАГО через интернет нужно обращать внимание на все те же факторы, что и при покупке бумажного полиса. «Рекомендуем проверить рейтинг страховой компании, отзывы о ней в интернете и т.д. Дополнительно нужно обратить внимание и на сайт, где вы покупаете полис. Чтобы обезопасить свои личные данные и данные банковской карты, сайт должен быть на протоколе https и работать с надежным эквайром“, — советует Дмитрий Соколов, руководитель по развитию интернет-продаж СК ВУСО. 

Страховщики предупреждают: самая большая опасность, которая может возникнуть при оформлении электронного полиса автогражданки — это ошибки при заполнении данных страхователя. „Договор с ошибочно написанными данными может считаться недействительным. Поэтому перед покупкой клиент получает на почту предложение о заключении договора. На этом этапе необходимо обязательно проверить личные данные и в случае необходимости вернуться на предыдущий шаг для исправления ошибок“, — рекомендуют в ИНГО Украина.

В Моторном бюро утверждают, что полицию проинформировали о внедрении электронных полисов  заранее и там согласовали новшество. Более того, и Нацкомфинуслуг и МТСБУ дополнительно официальными письмами напомнили полицейским, чтобы те внесли необходимые изменения в нормативные документы, которые касаются проверки страховок. 

Но казусы все же случаются. «В компании было обращение от клиента, который нарушил ПДД и у него полиция попросила показать полис страхования ответственности. После того, как водитель предъявил е-полис, полицейские засомневались. Однако звонок на горячую линию в Моторное бюро развеял их сомнения, подтвердил наличие полиса и его регистрацию в центральной базе данных», — рассказал Дмитрий Соколов. 

«У наших клиентов пока не было негативного опыта при использовании электронного полиса. Но недоразумения с полицией возможны, поэтому на первых этапах внедрения мы советуем своим клиентам распечатывать форму полиса», — советуют в ИНГО Украина.

Источник: https://minfin.com.ua/2018/03/06/32602710/